И создатели соцсетей это прекрасно осознают, но по причинам понятным это не
афишируют. Их понять можно.
Спросите, с чего бы это? Давайте взглянем на картинку:
Какие же выводы можно сделать из увиденного? Это график охватывает
шестилетний период. Составлен он Alexa – авторитетнейшим арбитром мирового
Рунета в вопросах посещаемости сайтов.
Начало свое график берет с последней трети 2001 года. К сожалению, более
ранней информации у Alexa не сохранилось. Но для России и этот период очень
показателен. Ведь не секрет, что от Америки мы отстаем в Интернет-развитии лет
на 7-10. То есть можно сказать, что Россия сейчас как раз находится в 2001
«американском» году.
Изначально идет ощутимый всплеск, пик максимальных позиций сайта это конец
2001 – начало 2002г.
За бешенной активностью следует период стабилизации посещаемости (2002-2004
года). Конечно, два года это отличный показатель. Но если соотнести с масштабом
всей продолжительности сайта, то это всего менее 1/3 времени.
Далее видим, что с 2003 года по сегодняшний день посещаемость падает, и
процесс падения сопровождается, то резкими провалами, то незначительными
подъемами.
Скорее всего, незначительные подъемы связаны с дополнительными маркетинговыми
вливаниями: приход новой команды менеджеров с новыми идеями и энергоресурсами,
но в целом тренд понижающий. Понятно,
что если такой тренд продолжится, то примерно через 3-4 года диаграмма просто
уткнется в «нулевую точку» на шкале по горизонтали.
Спросите, чей это вообще график? На этом графике отражена посещаемость
популярного сайта classmates –
прородителя «Одноклассников», «Вконтакте» и подобных соцсетей Интернета. Слоган-завлекалка сайта был: «приди к нам и
найди своих утерянных одноклассников, однокашников, сослуживцев».
Есть мнение, что мотивация «приди и найди» очень недолговечна. А ведь, по
сути, кроме этого ничего более и не предложено.
По личному опыту и опыту нескольких опрошенных знакомых, получается, что
увлечение «Одноклассниками» и «Вконтакте» четко делится на несколько стадий:
1. «Интересно, стоит зарегистрироваться и поглядеть»
2. «Действительно, тут много моих знакомых»
3. «Привет, Ваня (Коля, Петя, Катя, Андрей Васильевич…)! Рад видеть! Как
дела?! И у меня все отлично… Ну вот теперь будем на связи!
4. Всем знакомым пишеться, как правило, 3-4 коротеньких в несколько фраз
писем.
5. Общение потихоньку затухает…
6. …затухает….
7. …в итоге сходит на нет. Все те, кто действительно был интересен,
добавились в контактные листы Skyp или в контакты телефонов, а остальные…а что с ними говорить,
о чем? Мы стали другие, даже темы близкие сложно подобрать.
Весь этот цикл происходит за 2-3 месяца.
Есть, конечно, и исключения и люди «виснут» в соцсети довольно долгое время,
но таких единицы, значительное большинство идет именно по вышеописанному пути.
Выходит, если график посещаемости американской сети мысленно переложить на «Одноклассники»
и «Вконтакте», то на данный момент они находятся на том же уровне, что и classmates.com.
Не берем тут абсолютные цифры, берем только динамику.
По сему можно предположить, что уже скоро аудитория российских соцсетей
достигнет своего пика, а затем темпы развития замедляться, а позднее
остановятся вовсе.
Конечно, произойдет ли это так на самом деле, покажет лишь время. Но вообще
картина довольно к правде близка, и проекты, построенные на принципе «найди
старых знакомых» вряд ли будут популярными долгое время.