Статистика

Скорая помощь при трудностях правописания

 Взрослые склонны приписывать участившиеся двойки лени или невнимательности. Но как понять, что ребёнку действительно трудно даётся правописание? Определить это можно по характеру ошибок.

          Помочь ребёнку может хороший специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и  основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка. Но и другие «заинтересованные лица» способны освоить некоторые простые методы, используя которые можно преодолеть подобные трудности в письме.

          Что же могут сделать учителя и родители?

 

§  Первое и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к нейропсихологам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребёнку.

§ Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосётся», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.

§ Третье: понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.

 

         Чтобы достичь желаемого, примите к сведению несколько полезных советов.

 

 Учителям!

 

Ø Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточках.

Ø Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

Ø Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.

Ø Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.

Ø Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде весёлых наклеек на тетрадях: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функции.

Ø  Попробуйте оценить ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

Ø    Сравнивайте ребёнка с самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребёнок «растёт» от удачи к удаче, двигаясь вперёд и вверх маленькими, но верными шажками.

 

Родителям!

 

Ü     Знайте все задания ребёнка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните:  это всё же его задания, а не ваши.

Ü   Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребёнка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой – или наградите поцелуем на ночь, тёплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

Ü  Каждое утро растирайте ребёнку шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, следите, чтобы ребёнок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная для ума пища – бананы, орехи, мёд, лимоны).

Ü  Выделите ребёнку комнату или часть её, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребёнка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

Ü   Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте весёлые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребёнком ваши совместные произведения.

Ü     Попросите учителя информировать вас об успехах ребёнка.

Ü Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребёнком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке – успех будет обеспечен.

Ü  Не забудьте о важной составляющей грамотного письма – чтении.

 

Что же можно сделать в домашних и школьных условиях, чтобы стимулировать процесс чтения? Вот несколько простых советов, однако следование им принесёт неожиданный результат.

 

         Учителям!

 

 t Постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребёнок привыкнет искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уже они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.

t Попробуйте перед началом «скучного» произведения писателя прочитать детям один из наиболее весёлых, коротких и соответствующих возрасту ребёнка рассказов или расскажите какой-нибудь неожиданный факт из биографии писателя.

t Составьте на лето индивидуальный список чтения, соответствующий интересам ребёнка, - тогда это будет выглядеть как совет старшего друга и знак внимания.

t Чаще говорите о необходимости семейного чтения родителям, не бойтесь повториться.

t Организовывайте просмотр видеоматериалов по программным произведениям, объясняя разницу между прочтением произведения и просмотром фильма.

t Советуйте родителям покупать аудиокассеты с произведениями писателей – исполнение артистов-профессионалов может привлечь внимание к книге.

         Родителям!

t Пусть ребёнок чаще видит вас с книгой в руках, пусть сам убедится, что книга помогает вам «обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы удовольствия».

t Дарите детям книги. Лозунг «Книга – лучший подарок» не должен выйти из моды.

t Ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребёнка, и не огорчайтесь, если она будет найдена не сразу или если вкусы ребёнка не совпадут с вашими.

t Читайте детям на ночь. Пусть приятные минуты предвкушения сна превратятся в чудесные мгновения общения с книгой.

t Обсуждайте с ребёнком содержание прочитанной им книги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями и впечатлениями, уважайте его выбор.

t Вместе с ребёнком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы. Обеспечьте его энциклопедиями, справочниками, словарями – это вечные книги, они и внукам пригодятся.

         У каждого ребёнка должна быть своя «золотая» полка, а чтобы её пополнять, придётся регулярно посещать книжные магазины, причём такие походы превращаются в настоящие семейные праздники. Финансы? Можно ведь копить и на книги…

 

         Рекомендуемая литература: А.Е.Соболева «Пишу без ошибок» или Русский язык с нейропсихологом. Издательство «Питер» 2009год.

О.Л. Соболева «Волшебные черновички», 1-4 классы. Издательство «Ювента», 2006 г.

 

 

         Подготовила логопед ГОУ ЦДК Собина Л.А., г. Киров.

 

 

Поиск
Новости науки

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz