Статистика

Упражнения, способствующие формированию навыков грамотного письма

Упражнение 1 Работа со словами, имеющими одинаковую концовку.

Вместо      

черточки вставить ЛЯ и записать полученные слова в тетрадь.

 


во-

до-

пу-

кап-

лов-

саб-

зем-

греб-

папу-

неде-        


 

 


-ЛКА или-НКА?

 

Е-   ,  бе-       ,  ма-    ,  ра-    ,  пе-     ,  ви-     ,  бу-     ,  южа-   ,  оса-     ,  пои-     ,  иго-     ,  уша-     ,  пле-     ,  таре-      ,  дуби-          и т. п.

 

Вместо черточки вставить  ВА  и записать полученные слова в тетрадь.

Брит-    , клюк-    , коро-     , тра-      ;

 

-ГА

Бума-    , теле-    , Берло-    , доро-    ;

 

ДА

Сковоро-    , пого-    , приро-    , свобо-    , просту-     ;

 

-КА

Улыб-     , мясоруб-     , морков-     , развед-     ,желез-     , балалай-       

   

-НА

Смета-     , теляти-     , Украи-     , обезья-     , роди-     , смороди-     ;

 

-РА

Детво-     , макулату-     , культу-     , завт-     , сест-     , кварти-     ;

-ЛА

Черни-     , страши-     , Кук-     , аку-     , мет-     ;

 

-МА

Телеграм     , рекла-     , програм-      , пана-     . пижа-    , паль-     ;

 

-СА

Колба-     , актри-     , поло-     , Али-     , ко-    , ро-    ;

 

-ТА

Зарпла-     , внуча-     , девча-     , капус-     , ребя-     , грана-     ;

 

-КИ

Башма-     , денеж-     , вареж-     , салаз-     , спич-     , сереж-     , подруж-     ;

 

-ЛИ

Ганте-     , родите-    , граб-    , туф-    ;

 

-НЫ

Карти-    , рыби-     , полови-     , ракови-     , царапи-     .

 

Данный материал можно использовать для проведения слуховых диктантов. Предварительно дети запоминают конец слов – одинаковый для всей группы. Обучающий диктует лишь начало,  а дети должны записать все слово.

 

Упражнение 2

Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.

         Слова со сложной слоговой структурой  вызывают трудности не только на письме, но и в произношении. Работа с этими словами проходит следующим образом.

 

1.    Обучаемый читает предъявленные ему 3-4 слова и запоминает их написание.

2.    Затем произносит их, закрыв глаза (сначала громко, потом шепотом).

3.    Далее ученик собирает данные слова из букв разрезной азбуки.

4.    Обучаемый составляет предложение с каждым из слов устно.

5.    Затем записывает слова в тетрадь по памяти.

         Слова могут быть следующими:

Аквариум, оркестр, библиотека, инструмент, директор, крокодил, сковорода, верблюд, Валерий, табуретка, композитор, шлагбаум, акваланг, портфель, автомобиль, слесарь, бульдозер, вермишель, тротуар, стихотворение, телевизор, регулировщик, револьвер, вертолет, парикмахер, архитектор, бутерброд, чертенок, спектакль, течение, велосипедист, фейерверк, водопроводчик, альбатрос, экскаватор, эскалатор, экспедиция, гимнастика, футболист, милиционер, мотоцикл, контролер, космонавт ,магнитофон аэродром, дрессировщик, простокваша, транспорт, демонстрация, орангутанг, бомбардировщик, маршрут ,пододеяльник, скафандр.

 

      Перед началом работы следует выяснить, знакомы ли ребенку слова, над которыми вы будете с ним работать.

 

Упражнение 3

Запись предложений по зрительной памяти.

Порядок выполнения задания следующий.

Взрослый четким, красивым почерком записывает предложение письменным шрифтом на полоске картона или бумаги.

 

1.    Ребенок читает (так как написано) и  запоминает текст.

2.    Затем ребенок разрезает предложение на отдельные слова и перемешивает их.

3.    Далее ученик восстанавливает предложение.

4.    Затем запоминает правописание всех слов следующим образом:

 

         а) поочередно закрывает слова предложения, по памяти записывает их на черновике;

         б) несколько раз подряд прочитывает предложение. Затем закрывает глаза и проговаривает то же самое по памяти (вслух и шепотом),  «в уме» так же отчетливо, но не произнося ни звука.

 

 Текст  предложения убирается, а ученик записывает его в тетрадь.

Для работы можно взять следующие предложения (подобраны такие слова, в которых ученики чаще всего делают ошибки в диктантах).

 

Дятел громко стучит клювом по дереву.

На клумбе пестрели красивые цветы.

 Письма опускают в почтовый ящик.

Ребята собирали на огороде сочные овощи.

Весной на деревьях распустились зеленые листочки.

Весной на улицах нашего города журчат веселые ручьи.

На прогулке маленькие дети наблюдали за птицами.

На концерте ребята пели веселую песню.

Ранней весной к нам из теплых стран вернулись грачи. Учительница налила в пузырек немного клея.

Сережа читает интересную книгу о разведчиках.

Валюша споткнулась о пенек и заплакала.

Катюша нарвала в поле большой букет васильков.

Птица принесла в клюве корм для своих птенцов.

Учительница взяла портфель и  пошла на урок.

Я люблю поливать цветы в своем классе.

Любочка нарисовала в альбоме красивую картинку. Летом многие школьники научились хорошо плавать.

Мальчики собирали в лесу грибы и заблудились.

Вечером на небе загорелась маленькая звездочка.

Пушистые снежинки кружились над землей.

Маленькая девочка прыгала через скакалку.

На ветки клена прилетели маленькие птички.

Петя и Сережа слепили снежную бабу.

Мы с сестрой ходили на болото за клюквой.

Утром на небе появились темные грозовые облака.

Валера поставил сковородку на табуретку.

Завтра ученики пойдут в театр на спектакль.

В небе появился вражеский бомбардировщик.

В автобусе к Ларисе подошли два контролера.

У тротуара остановился автомобиль.

Рядом с лодкой появилась голова большого крокодила.

Осенью на деревьях появляются желтые листья.

Легкий ветерок чуть шевелил листья деревьев.

В летний полдень ребята возвращались из леса.

В чаще леса мальчики нашли берлогу медведя.

Весной на улицах нашего города расцвела сирень.

Часовщик починил мои любимые часы.

Весной на деревьях щебечут птички.

Точильщик быстро наточил садовые ножницы.

Страшный волчище рыщет по лесу в поисках пищи.

Ребята смастерили деревянный ящичек для щеночка.

Лучи солнца освещали вершины сосен и елей.

Снег быстро засыпал заячьи следы под елью.

Поезд подходит к маленькой станции.

 

Упражнение 4

Виды слуховых диктантов.

1). Если ребенок пропускает гласные, путает написание букв а-о,

Будет полезным следующий вид работы.

         Обучающий диктует слова по (орфографическим нормам, т. е. так, как их произносят), предварительно предупредив ребенка о порядке следования гласных а, о.

ААА     

       Баранка, казарма, застава, байдарка, каравай, задавать, карандаш, скакалка, загадка, палата, гагара, касатка, канавка, казарма, камбала, шпаргалка, гражданка, зазнайка.

ООО

Молоко, хорошо, болото, молоток, ноготок, поводок, потолок, коробок, колобок, колокол, молодой, годовой, колосок, волосок, городок, соколок, волокно, толокно, хохолок.

ОА

Роса, роща, вода, сова, оспа, нора, корка, копать, сосна, товар, толпа, бочка, соска, токарь, тоска, школа, ольха, богач, лодка, ложка, пробка, полка, колпак, корабль, снова, солдат, солгать, борьба, бодать, пожар, созвать, сорвать, достать, смола, слойка, состав, сборка, словарь, ходьба, цокать, обвал, волна, ворчать, вокзал, вобла, горстка, грохать, болтать, война, гортань, двойка,  мойка, лошадь,  моргать, плотва, проба, толща, толкать,  хлопать, область, отвар, болван, вогнать, взболтать.

АО

Сало, чадо, сапог, сачок, замок, запор, авось, квасок, браток, танцор, шажок, шагом, ладонь, лапоть, запрос, затвор, набор, напор, налог, масло, матрос, надзор, барбос, глазной, насос, пальто, народ, насморк, радость, ржаной, паром, глагол, рабство, завод, значок, забор, залпом, жалость, слабость, старость, храбрость.

ООА

Ворона, ворота, корова, погода, полоса, порода, осока, охота, оборка, солома, подкова, воронка, полочка, сторонка, штормовка, голодать, ворчать, дорожка, морковка, повозка, подгорать, полнота, постройка, прополка, обжора, окрошка, продолжать, горочка, долгота, колдовать, подмога, пополам, сноровка, обнова, доброта, воротца, горсточка, грохотать, проползать.

 

ОАА

досада, лопата, собака, подача, помада, ограда, осада, облака, овчарка, отвага, поганка, продажа, громада, добавка, колбаса, кроватка, ромашка, охапка, облава, осанка, окраска, отставка, лошадка,  мочалка, посадка, ограждать, богачка, догадка, показать, доскакать, комната, прокаркать, отгадать, отказать, похвастать, покачать, помадка, подставка.

АОА

Калоша, работа, бабочка, авоська, бабонька, баловать, баночка, грамота, заколка, засолка, карточка, картошка, бахрома, вазочка, мамочка, находка, рамочка, староста, жалоба, заноза, лавочка, ладошка, красота, лапочка, сказочка, шапочка, справочка, ласточка, загорать, закопать, замолчать, застонать, наломать, работать, захлопать, разорвать, разобрать.

АОО

Заколоть, сапожок, наговор, нарочно, разговор, часовой,

Заводной, зайчонок, лакомство, баловство, знакомство, разворот, расколоть, размолоть.

ОООА

Голодовка, поговорка, подготовка, сковородка, бороздочка, вороночка, коробочка, проволочка, оборочка,  оболочка, полосонька, прополоскать, пробормотать, проворковать, опробовать.

2). Взрослый  читает ребенку предложения диктантов по орфографическим нормам (как написано). Ребенок несколько раз повторяет его, а затем записывает в тетрадь.

 Примерные тексты диктантов.

 

Кораблики

Мальчики играли у ручейка. Они пускали кораблики. Кораблики плыли по воде. Только один кораблик сел на мель. Мальчики столкнули кораблик в воду. Он опять поплыл. Долго играли ребята в ручейке.

Весной.

Стоят теплые деньки. Сугробы стали меньше. Мальчики и девочки убрали коньки и лыжи. Ребята ждут пернатых друзей с юга. Они вешают домики для птиц.

Летом.

 

 Витя и Зоя живут у реки. Ребята встают рано. Витя идет удить рыбу. Зоя рвет цветы. Мама любит ромашки и васильки. Зоя ставит букет в вазу. Весь день дети играют.

 

Пропажа.

 У Шуры был зайка. Забыл Шура закрыть клетку. Прыгнул зайка из клетки и пропал. Стал Шура искать зайца. Он посмотрел под крыльцо. Сидит там пушистый беглец. Мальчик взял зайку и отнес в клетку.

Второй класс.  Дождь.

Была осень.  Дождь лил как из ведра. Мы промокли до костей. Дорога шла лесом. До деревни было еще далеко. Мы зашли в избушку лесника. Лесник Борис Петрович угостил нас горячим чаем. Домой мы пришли к вечеру.

В ноябре.

Ноябрь -  последний месяц осени. На деревьях нет листьев. Ночью бывает мороз. Лужи покрылись льдом. Воробьи жмутся к жилью людей. В кормушки для птиц ребята кладут корм .Тут хлеб, зерна, ягоды рябины. Тихо в лесу. Медведь залег в берлогу. Белка сидит в дупле. Мышки спрятались в норках.

 

В ноябре.

Ноябрь – последний месяц осени. На деревьях нет листьев. Ночью бывает мороз. Лужи покрылись льдом. Воробьи жмутся к жилью людей. В кормушки для птиц ребята кладут корм. Тут хлеб, зерна, ягоды рябины. Тихо в лесу. Медведь залег в берлогу. Белка сидит в дупле. Мышки спрятались в норках.

Поиск
Новости науки

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz